Руководитель и студентка магистратуры МГППУ «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация» выступили в качестве экспертов по психологической работе с детьми в кросс-культурном контексте

2 февраля в рамках работы Первого Практического Фестиваля по детской психологии «Расширяя возможности» в Москве была организована дискуссионная площадка «Психологическая работа с детьми и родителями в кросс-культурном контексте». Руководитель магистерской программы МГППУ «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация» Ольга Павлова и магистрант Екатерина Верченова приняли участие в качестве экспертов в работе данной дискуссионной площадки для психологов-практиков. Важно отметить, что Екатерина Верченова является Председателем Оргкомитета фестиваля.

 

В современной зарубежной и отечественной психологии учет культурной специфики клиента является важнейшим аспектом достижения эффективности консультирования. Кросс-культурные технологии психологического консультирования изучаются студентами двух магистерских программ, реализуемых на кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ: «Практическая этнопсихология» и «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация».

 

 

 

В ходе дискуссионной площадки были обсуждены следующие вопросы:

  • Почему так важно понимать принципы психологической работы с семьей в кросс-культурном контексте?
  • Есть ли различия в семейной системе ценностей и моделях воспитания в разных культурах?
  • На какие особенности воспитания и построения отношений между ребенком и родителем стоит обратить внимание психологу, работающему с мусульманской семьей? В чем принципиальное отличие? Есть ли такие особенности в еврейских и китайских/европейских семьях?
  • Многие специалисты отмечают, что контакт, как правило, легче устанавливать, если ребенок, родитель и психолог близки по взглядам, экономическому статусу, полу и другим параметрам. Верно ли это утверждение про культурную принадлежность? Что делать психологу другой культурной принадлежности, работающему с мусульманскими, еврейскими, китайскими или европейскими семьями?
  • Если психолог работает с семьями из разных стран, возможно ли возникновение стереотипов? Как с этим справиться?
  • Достаточно ли психологу знание истории и культурных ценностей своих клиентов?
  • Есть ли универсальные техники, методы и направления, которые можно применить в работе с различными семьями?
  • Зачастую, работая с семьями в кросс-культурном контексте, мы можем столкнуться с табуированными темами, о которых не принято говорить или упоминать. Какие темы в работе с семьей не стоит поднимать в контексте ислама?
  • Известно, что в некоторых восточных культурах табуирована тема злости на родителей. Как быть в этой ситуации, и как работать над темой агрессии ребенка?
  • В каждой культуре по-разному относятся к системе наказания и похвалы. Какие существуют культурные особенности?
  • Есть ли различия в предъявляемых к ребенку требованиях со стороны родителей?
  • Влияет ли пол психолога на установление контакта с одним из родителей?
  • Существуют ли особые требования к специалисту в работе семьями: язык, внешний вид, опыт работы?

Данная тематика вызвала большой интерес среди специалистов. Было задано много вопросов, обсуждались возможности получения специального образования в этой сфере. Эту возможность предоставляют две магистерские программы МГППУ:

«Практическая этнопсихология»

«Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация»

                                        

Источник:

Факультет Социальной психологии

Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования